В России в обязанности работодателя входит:
- Подбор;
- Закупка;
- Выдача;
- Уход;
- Списание;
- Утилизация спецодежды.
Защитная экипировка имеет свой срок службы, после которого ее необходимо списывать. Носку некоторых видов костюмов при сохранении защитных свойств и надлежащего внешнего вида можно продлить. Но есть и такие виды, где защитные свойства действуют только то время, которое указано производителем. Поэтому важно вовремя списывать и утилизировать костюмы, ведь от этого зависит безопасность работника.
В статье разбираемся, как правильно списать спецодежду.
- Нормы списания
- По каким причинам спецодежда может быть списана
- Оформление документации
- Списание в налоговом учете
- Утилизация
Нормы списания
Типовые нормы выдачи спецодежды определены Трудовым Кодексом Российской Федерации. Экипировка выдается на бесплатной основе, но при этом остается собственностью предприятия.
Сотрудник, в свою очередь, обязан не только аккуратно носить спецодежду, но и следить за ее состоянием. Так, работодатель или его представитель справе не допустить к работе человека в грязной одежде со средствами защиты, которые ненадлежаще выглядят или вышли из строя. То есть надзор и контроль за состоянием рабочих костюмов и СИЗ так же входит в обязанности работодателя.
Нормы, по которым списывается спецодежда, на каждом предприятии свои. Акты могут быть:
- Местными, установленными в связи со спецификой предприятия;
- Типовыми;
- Отраслевыми.
По каким причинам спецодежда может быть списана
Контроль за состоянием защитной экипировки должен быть двусторонним – как со стороны сотрудника, так и со стороны работодателя.
Вот основные причины, по которым производится списание комплектов.
- Спецодежда изношена.
- Произошли непредвиденные обстоятельства (например, аварии), которые привели к порче.
- Работник уволился или перешел на другую должность.
- СИЗ и одежда морально устарели.
- На предприятии в целом произошло ЧП.
- Костюм намеренно испорчен или украден.
В том случае, если работник уволился, а срок носки костюма и СИЗ не достиг даже половины положенного, списывать его нецелесообразно. Комплект передается после чистки другому сотруднику и срок его использования продолжается.
Если спецодежда пришла в негодность на 100% ранее положенного срока, ее необходимо списать.
Могут быть так же непредвиденные ситуаации – ЧС, стихийные бедствия, пожары.
Однако если рабочая одежда повреждена преднамеренно и злой умысел доказан, работодатель вправе удержать с работника стоимость комплекта.
Оформление документации
Прежде всего, для списания формируется соответствующий приказ и формируется специальная комиссия. Приказ оформляется в свободной форме, но в нем обязательно необходимо указать ответственность членов комиссии за действия.
При осмотре учитывается:
- Срок годности изделий, указанных в сертификате производителей;
- Процент утраты защитных свойств;
- Материалы и их свойства, которые использовались при изготовлении СИЗ.
Процент утраты свойств называется процентом износа. Для того, чтобы его определить, члены комиссии:
- Внимательно осматривают рабочую одежду визуально;
- Учитывают условия, в которых она эксплуатировалась;
- Смотрят на срок эксплуатации.
Списание в налоговом учете
Списание спецодежды в бухгалтерском учете производится на основании фактически произведенных затрат на ее покупку (производство).
Порядок отнесения спецодежды на материальные расходы в налоговом учете утверждается работодателем самостоятельно — в полном объеме на дату начала ее эксплуатации либо в течение нескольких отчетных периодов после начала применения (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Нормы расходования спецодежды в НК РФ, как и в правилах бухгалтерского учета, не зафиксированы. Но позиция Минфина РФ (письма от 08.04.2016 № 03-03-06/1/20165, от 25.11.2014 № 03-03-06/1/59763) указывает на то, что предельная величина отнесения эксплуатируемой спецодежды на расходы в налоговом учете должна определяться организациями на основании норм, зафиксированных законодательством, либо внутренними актами работодателя.
При необоснованном превышении норм списания спецодежды возникают постоянные разницы между налоговым и бухгалтерским учетами спецодежды.
Утилизация
Списанная рабочая одежда и СИЗ хранятся на предприятии не более 11 месяцев. И только в том случае, если в ней нет токсичных загрязнений. Если есть, утилизировать нужно еще быстрее и присвоить не третий класс опасности, а выше.
Если работодатель нарушает требования Росприроднадзора – не хранит утилизированные СИЗ как нужно и не уничтожает их в срок, ему грозит административная ответственность и штрафы, которые для юридических лиц достигают 400 тысяч рублей, а при повторных нарушениях – до 600 тысяч рублей.
Если на предприятии не созданы условия для утилизации, необходимо заключить договора со специализированными фирмами.