Как списывается спецодежда

В России в обязанности работодателя входит:

  • Подбор;
  • Закупка;
  • Выдача;
  • Уход;
  • Списание;
  • Утилизация спецодежды.

Защитная экипировка имеет свой срок службы, после которого ее необходимо списывать. Носку некоторых видов костюмов при сохранении защитных свойств и надлежащего внешнего вида можно продлить. Но есть и такие виды, где защитные свойства действуют только то время, которое указано производителем. Поэтому важно вовремя списывать и утилизировать костюмы, ведь от этого зависит безопасность работника.

В статье разбираемся, как правильно списать спецодежду.

Нормы списания

Типовые нормы выдачи спецодежды определены Трудовым Кодексом Российской Федерации. Экипировка выдается на бесплатной основе, но при этом остается собственностью предприятия.

Сотрудник, в свою очередь, обязан не только аккуратно носить спецодежду, но и следить за ее состоянием. Так, работодатель или его представитель справе не допустить к работе человека в грязной одежде со средствами защиты, которые ненадлежаще выглядят или вышли из строя. То есть надзор и контроль за состоянием рабочих костюмов и СИЗ так же входит в обязанности работодателя.

Нормы, по которым списывается спецодежда, на каждом предприятии свои. Акты могут быть:

  • Местными, установленными в связи со спецификой предприятия;
  • Типовыми;
  • Отраслевыми.

По каким причинам спецодежда может быть списана

Контроль за состоянием защитной экипировки должен быть двусторонним – как со стороны сотрудника, так и со стороны работодателя.

Вот основные причины, по которым производится списание комплектов.

  • Спецодежда изношена.
  • Произошли непредвиденные обстоятельства (например, аварии), которые привели к порче.
  • Работник уволился или перешел на другую должность.
  • СИЗ и одежда морально устарели.
  • На предприятии в целом произошло ЧП.
  • Костюм намеренно испорчен или украден.

В том случае, если работник уволился, а срок носки костюма и СИЗ не достиг даже половины положенного, списывать его нецелесообразно. Комплект передается после чистки другому сотруднику и срок его использования продолжается.

Если спецодежда пришла в негодность на 100%  ранее положенного срока, ее необходимо списать.

Могут быть так же непредвиденные ситуаации – ЧС, стихийные бедствия, пожары.

Однако если рабочая одежда повреждена преднамеренно и злой умысел доказан, работодатель вправе удержать с работника стоимость комплекта.

Оформление документации

Прежде всего, для списания формируется соответствующий  приказ и формируется специальная комиссия. Приказ оформляется в свободной форме, но в нем обязательно необходимо указать ответственность членов комиссии за действия.

При осмотре учитывается:

  • Срок годности изделий, указанных в сертификате производителей;
  • Процент утраты защитных свойств;
  • Материалы и их свойства, которые использовались при изготовлении СИЗ.

Процент утраты свойств называется процентом износа. Для того, чтобы его определить, члены комиссии:

  • Внимательно осматривают рабочую одежду визуально;
  • Учитывают условия, в которых она эксплуатировалась;
  • Смотрят на срок эксплуатации.

Списание в налоговом учете

Списание спецодежды в бухгалтерском учете производится на основании фактически произведенных затрат на ее покупку (производство).

Порядок отнесения спецодежды на материальные расходы в налоговом учете утверждается работодателем самостоятельно — в полном объеме на дату начала ее эксплуатации либо в течение нескольких отчетных периодов после начала применения (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Нормы расходования спецодежды в НК РФ, как и в правилах бухгалтерского учета, не зафиксированы. Но позиция Минфина РФ (письма от 08.04.2016 № 03-03-06/1/20165, от 25.11.2014 № 03-03-06/1/59763) указывает на то, что предельная величина отнесения эксплуатируемой спецодежды на расходы в налоговом учете должна определяться организациями на основании норм, зафиксированных законодательством, либо внутренними актами работодателя.

При необоснованном превышении норм списания спецодежды возникают постоянные разницы между налоговым и бухгалтерским учетами спецодежды.

Утилизация

Списанная рабочая одежда и СИЗ хранятся на предприятии не более 11 месяцев. И только в том случае, если в ней нет токсичных загрязнений. Если есть, утилизировать нужно еще быстрее и присвоить не третий класс опасности, а выше.

Если работодатель нарушает требования Росприроднадзора – не хранит утилизированные СИЗ как нужно и не уничтожает их в срок, ему грозит административная ответственность и штрафы, которые для юридических лиц достигают 400 тысяч рублей, а при повторных нарушениях – до 600 тысяч рублей.

Если на предприятии не созданы условия для утилизации, необходимо заключить договора со специализированными фирмами.

Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста
AlfaSystems GoPro GP261D21